Спецтехника вчера, сегодня, завтра.






Устройство мостового крана

Устройство мостового крана

Продолжаем цикл статей о мостовых кранах.

Ранее были подробно описаны различные виды этих агрегатов и разница между их устройством. Так же были рассмотрены способы прокладки путей мостового крана. Назрела необходимость рассмотреть устройство мостового крана боле подробно.

В этой статье я постараюсь описать:

  • из каких частей может потенциально состоять мостовой кран;
  • способы управления мостового крана и их специфику;
  • принципиальную схему электропитания мостового крана;
  • немного коснемся требований к работе машиниста мостового крана.

Схематичное устройство мостового крана

Монтаж мостового крана всегда начинается с установки кранового пути.

Затем на них укладывают балку или две. Все зависит от типа выбранного вами крана. А дальше начинается самое интересное.

Всю эту конструкцию приводят в движение как минимум четыре двигателя:

  • Основной двигатель это наша таль, отвечающая за вертикальное перемещение груза.
  • Таль крепится к балке обычно с помощью «С» образного профиля. Способы крепления будут рассмотрены чуть ниже. На тали расположен второй двигатель, отвечающий за перемещение груза вдоль балки. Вернее он перемещает саму таль по мосту.
  • Дополнительно устанавливаются еще два двигателя на обоих концах балки для перемещения уже самого моста относительно крановых путей.

Собственно этого уже достаточно для перемещения груза в любую точку под краном.

Следующий необходимый пункт — это управление мостовым краном. Оно происходит с помощью пульта. И вот тут давайте остановимся более подробно. Самый простой и удобный способ расположения пульта это крановая кабина, которая находится на балке. Вернее подвешена под ней для лучшего зрительного контакта с грузом.

В этом случае кабель управления жестко лежит в специальном желобе на балке т.к. все двигателя неподвижны относительно кабины.

Но, с другой стороны, это связано с дополнительными тратами на производстве.

Во-первых, корочки крановщика имеет не каждый ваш работник.

Во-вторых, даже для перемещения небольших грузов вам будут необходимы как минимум два человека.

Стропальщика никто не отменял. А это опять же связано с дополнительными тратами на обучение и задержками в техпроцессе. Так же не забываем о постановке на учет мостовых кранов большой грузоподъемности.

Где можно сэкономить, там нужно сэкономить.

Способы управления мостовым краном

Согласно ПБ 10-382-00 п.9.1.3 мостовые краны грузоподъемностью до 10 тонн включительно можно не регистрировать в органах Гостехнадзора при условии управления с пола.

То же ПБ п.9.4.24 к управлению мостового крана с пола допускаются лица прошедшие проверку навыков на предприятии.

Т.е. при установке проводного пульта управления наши затраты резко уменьшаются. Стоимость этих пультов составляет 1-3 тысячи рублей. Плюс к этому необходим кабель, который, в процессе эксплуатации, будет постоянно взаимодействовать с окружающими предметами. При сильно заставленной рабочей площадке это уменьшит скорость работы. Кабель будет достаточно быстро изнашиваться.

Для того чтобы избежать этих минусов нужно приобрести систему радиоуправления мостовым краном. Но, во-первых, она несколько дороже, а, во-вторых, все по тому же ПБ, к ее обслуживанию допускаются лица прошедшие специальное обучение.

Еще немного о пультах.

Пульты разделяют на кнопочные и джойстиковые.
Пульт радиоуправления мостовым краном Telecrane

Джойстик интуитивно понятен, но обычно имеет больший вес и менее отказотоустойчив.

Кнопочный пульт управления мостовым краном

Устройство кнопочного пульта гораздо проще. Единственное что стоит заметить это то, что все кнопки на этом пульте сдвоены. Нажав одну кнопку, вы автоматически отжимаете парную с ней, что собственно и логично.
Более подробно на устройстве, типах и моделях пультов управления мостовых кранов я остановлюсь в следующей статье.

Устройства электропитания мостового крана

Это конечно все хорошо, но без электроэнергии, подведенной к каждому узлу нашего мостового крана ничего работать не будет. А все наши двигатели, распределительные щитки, да и кабина находятся постоянно в движении относительно пола. Как же осуществлять бесперебойное питание мостового крана?

Существуют два способа решения этой проблемы:

  • Гирляндные кабельные системы;
  • Троллейные линии.

При упоминании гирляндных кабельных систем вы сразу вспомнили, о чем идет речь.

Гирляндные кабельные системы

Это гибкий кабель, подвешенный на нескольких перемещаемых каретках. Выше я обещал рассказать о способах крепления тали на мост. В обоих этих случаях применяют почти одни и те же крепежные приспособления. «Почти» потому что самый простой способ подвесить гирлянду кабелей это разместить на некотором расстоянии от оси движения стальную струну. Крепежное приспособление будет заключаться в скобе с одним реже двумя роликами. И да, этот способ не подходит для тали. :)

Второй способ это «С» образный профиль, внутри которого так же будут перемещаться наши ролики.
"С" образный профиль
Последний из самых популярных способов это перемещение по двутавру.
Двутавровая балка

В этом случае ролики обхватывают рельс с двух сторон.

С троллейными линиями все несколько сложнее и одноразовые затраты выше. Вдоль все кранового пути устанавливается троллейная шина, энергию с которой снимает контакт, расположенный на краю моста. Обычно это все зашито в пластиковый короб.

Троллейная шина (токоподвод)

При применении мостовых кранов в промышленности самым часто встречаемым способом подводки питания является комбинированный способ. Вдоль пути крана проложена троллейная линия, а на самом мосту развешена гирлянда.

Все вышеперечисленное оборудование требует постоянного обслуживания. Допустим, троллейная траншея требует осмотра не реже чем раз в месяц. Для удобного доступа ко всем электронесущим частям на балку крана устанавливаются дополнительные обзорные площадки. Что несколько увеличивает массу самого крана. Все это вы должны учесть при проектировании, еще до этапа покупки мостового крана.

Напоследок стоит отметить, что все это оборудование вы будете закупать совершенно в разных «магазинах». Там где собирают каркас мостового крана, не будут производить высокоточные двигателя или пульты радиоуправления. Конечно, существуют предприятия готовые полностью поставить мостовой кран и произвести его монтаж, но за это вам придется заплатить гораздо дороже.

Пути мостовых кранов

Первое, что нужно сделать перед установкой мостовго крана — это проложить крановые пути. Со всей серьезностью подойдите к этому вопросу, так как безаварийная эксплуатация во многом зависит от путей мостового крана.

Ямобур на базе КАМАЗа

Бурильно-крановые машины (БКМ) абсолютно необходимы в строительном деле. Произвести подготовку к заливке фундамента, возвести забор, посадить дерево и многое другое Вам поможет ямобур!

Фронтальный ковшевой погрузчик

Если вы задумываетесь о покупке погрузчика, будь то фронтальный ковшевой погрузчик или вилочный погрузчик, помочь в выборе типа погрузчика Вам поможет наша обзорная статья.

  • Twitter
  • Одноклассники
  • ВКонтакте
  • FaceBook
  • Мой Мир

Комментировать